Как подобрать кран-манипулятор под груз?
Выбрать манипулятор для конкретного груза – задача непростая, и нужно учесть целый ряд нюансов. Но зная, на что обращать внимание, вы без труда определитесь, какой механизм справится именно так, как это требуется.
Мы разработали алгоритм подбора КМУ, который справится с задачей согласно заложенному функционалу, не потребует лишних вложений во время эксплуатации, а по цене окажется в рамках заложенного бюджета.
Для удобства разобьем схему выбора на 3 технических этапа, рассматривая каждый подробно.
1 ЭТАП. Определяем задачи
Специфика механизма заточена под определенные задачи, поэтому здесь нужно сформулировать запрос по следующим критериям:
- какой груз и в каком объеме предстоит транспортировать;
- каковы условия загрузки-разгрузки: расстояние от авто до места выгрузки, необходимость поднятия тяжестей на верхние этажи или, наоборот, опускания в котлован.
Еще стоит определиться с требованиями насчет шасси авто и приоритетной марки производства. Возможно, есть необходимость сделать акцент на полноприводности или вездеходности манипулятора. Если автопарк предприятия заполнен техникой только одного производителя, а сервисное обслуживание проводят специалисты, владеющие навыками работы с этой маркой, то и это надо учесть при выборе манипулятора.
Знание ответов на эти вопросы переводит нас к следующему этапу подбора оборудования.
2 ЭТАП. Определяем достаточные технические характеристики крана-манипулятора
Что влияет на способность механизма поднимать тяжесть и как разобрать значение этих параметров? Среди множества определяющих факторов можно выделить два основных показателя КМУ – это максимальный вылет стрелы и грузовой момент.
Грузовой момент манипулятора
Этот параметр замеряется и указывается в мануалах в тоннах на метр (тм). Он показывает заявленную грузоподъемность крановой системы на определенном вылете стрелы. Рассчитывают грузовой момент по формуле:
V х P = S
Где V – это масса груза, P – расстояние от груза до автомобиля (вылет стрелы), а S – грузовой момент подъемного механизма.
То есть, если надо поднять поддон с материалом массой 2,5 т с вылетом стрелы 5 м, нужен манипулятор подъемностью 12,5 тм (5 м х 2,5 т = 12,5 тм). Плюс к этому надо добавить вес самой стрелы, ведь эта нагрузка также ляжет на механизм.
При этом не стоит рассчитывать, что кран с грузоподъемностью, например, в 16 т сможет поднять вес в 16 т в метре от себя – практически невозможно найти настолько маленький и тяжелый предмет, а значит, будет хотя бы минимальный вылет стрелы, который снизит общий грузовой момент КМУ.
Чтобы кран-манипулятор служил дольше и не требовал преждевременного обслуживания, для любых работ нужно обязательно закладывать хотя бы минимальный запас подъемности.
Это значение условно определяет деление оборудования на группы:
- малотоннажные (1-3 т);
- среднетоннажные (5-10 т);
- большегрузные (свыше 10 т).
Точное значение грузового момента указывается в сопутствующей документации и диаграммах грузовысотных характеристик.
Техника для аренды
Вылет стрелы
Стандартная длина стрелы КМУ со складным механизмом, убирающейся за кабиной, для большинства моделей составляет 8 м, и этого достаточно для основных работ, например, загрузки-выгрузки бортового автомобиля с платформой 5-7 м. Из-за востребованности такое оборудование всегда есть в наличии.
Для работ с необходимостью подъема на расстоянии может понадобиться техника с увеличенным вылетом: 10, 12, 14 м и больше, а для самых тяжелых автомобилей допустимо значение в 30 м. Как правило, это не очень востребованные механизмы, выбор их невелик, и иногда приходится ждать, чтобы взять в аренду такие специфические модели.
Еще стоит упомянуть, что стандартная длина стрелы часто не является окончательной. Для многих манипуляторов есть возможность нарастить секции с ручным выдвижением. Но эксплуатировать такую технику не сильно удобно: для каждой работы нужно выдвинуть эту часть механизма, зафиксировать ее вручную, а по окончании погрузки-выгрузки также человеческими силами сложить установку обратно.
И помним, что габарит груза влияет на возможность его подъема. Чем больше траектория движения стрелы, тем меньший вес может поднять манипулятор.
3 ЭТАП. Выбираем тип манипулятора и положение механизма на раме
Манипуляторы бывают тросовые и гидравлические, при этом каждая из схем собирает в себе ряд достоинств и слабых сторон. Есть универсальные работы, где оба варианта покажут себя одинаково выгодно, в других же случаях нужно отдать предпочтение определенной конструкции для лучшего результата.
При этом рынок постоянно развивается, предлагая новые усовершенствованные модели, поэтому выбор есть всегда. Рассмотрим особенности каждого типа манипуляторов и выделим главное.
Тросовые манипуляторы
Особенность тросового манипулятора в конструкции стрелы. Она телескопическая, поэтому легко регулирует длину, позволяя легко поднимать тяжести на верхние этажи строящихся зданий или спускать материал в рвы, ямы и котлованы. Такая конструкция больше всего удобна в строительной сфере.
Плюсы:
- удачное распределение массы среди осей КМУ (центр массы расположен возле задней платформы машины);
- широкий диапазон вылета стрелы (часто достигает 20 м и более);
- простота и надежность системы (КМУ в принципе – надежные механизмы, а при своевременном грамотном обслуживании тем более, но тросовый тип даже на этом фоне удачно выделяется);
- хорошие показатели рабочей скорости на максимальном или близком к этому значению вылете;
- возможность работы за препятствием (зданием, бытовкой, ограждением и т.д.), опускаться на уровень ниже земли, производить вертикальный спуск и подъем (как из колодца или люка), осуществлять работы плавно, и все это благодаря лебедке;
- работа оператора с управленческого поста – кабины у основания стрелы с сидением и пультом управления.
Минусы:
- недоступность складывания стрелы в транспортном положении, что не даст перевезти габаритные тяжести, а частая трансформация в положение «над кабиной» быстро приведет в негодность резину и передний мост из-за перегруза оси;
- ремонтные работы системы телескопирования – удовольствие не из дешевых, а даже при упомянутой повышенной надежности рано или поздно он понадобится;
- большая амплитуда раскачки крупногабаритных тяжестей, которую не может скомпенсировать плавность работы телескопической системы стрелы.
Гидравлические манипуляторы
Гидравлические манипуляторы отличаются более сложной конструкцией стрелы: она сгибается, а последнее звено из трех еще и выдвигается телескопически. Ни троса, ни лебедки здесь нет, а крюк установлен прямо на стреле. В транспортном положении она складывается максимально компактно, ложась поперек автомобиля.
Этот тип КМУ удобен для авто, которые перевозят любые тяжести, в роли самопогрузчика, когда нет нужды в работе крана.
Отдельно стоит отметить компактные модели гидравлических манипуляторов, разработанных для монтажа на базу авто вроде Газель или VW Crafter. Они не нуждаются в регистрации Ростехнадзором.
Плюсы:
- ощутимая компактность в транспортном положении;
- высокий уровень точности выкладки груза;
- расширенные возможности установки: на задний свес, на полуприцеп автомобиля;
- доступность запасных частей и сменных элементов;
- широкий выбор модельного ряда с разным набором характеристик для различного типа работ;
- маневренность, особенно это касается оборудования малой грузоподъемности.
Минусы:
- цена на КМУ одинаковой грузоподъемности по сравнению с тросовыми значительно выше;
- масса крана-манипулятора с гидравлической системой заметно выше;
- риск повреждения хрупких грузов из-за рывков движения стрелы.
В итоге можно повторить основные позиции выбора типа манипулятора под конкретный груз. Надо определиться с грузоподъемностью и вылетом стрелы, учитывая запас для надежности. Прикинуть план работ: надо ли перемещаться с грузом, работать из-за препятствия, поднимать-опускать тяжести вертикально. И, конечно, оценить сам груз – насколько он хрупок.
Консультанты помогут правильно провести оценку предстоящих работ, чтобы выбрать кран-манипулятор именно с тем функционалом, в котором вы нуждаетесь.